От прошлого к грядущему
Такая тренировка – всегда красивейшее зрелище. Спортсмены на бегу, в прыжках манипулируют гирями, блинами от штанги, ловко и увлеченно выполняют сложнейшие гимнастические и акробатические упражнения. А когда хоккеисты на льду играют сразу с двумя тремя шайбами, то от них глаз оторвать невозможно. И ведь все это подчинено одной цели – сполна воплощается в жизнь суворовский принцип «тяжело в ученьи – легко в бою».
Тренировочные занятия зарубежных команд – а мне их приходилось видеть немало – куда проще. Причем в их двусторонних играх бросается в глаза, что хоккеисты равняются по тому, кто владеет шайбой, – он, так сказать, хозяин положения. У нас же со времен первого знакомства с хоккеем, владеющий шайбой – «слуга» остальных, «предлагающих» себя для дальнейшего развития атаки. Вдумайтесь, читатель: искренняя заинтересованность в успехе партнера, прямая зависимость и аса, и новичка друг от друга – может ли в такой атмосфере не прогрессировать хоккей?!
И дабы продолжить речь о педагогике и психологии, добавлю. Выработкой автоматизма, «дрессировкой» игроков, конечно, можно достичь кое каких вершин и в хоккее, но убежден, только игра не на зрительной, а на интуитивной основе может стать для соперника неразрешимой загадкой. И в процессе выработки этой основы особо важной становится фигура тренера. Натаскать игроков, наиграть какой то определенный набор комбинаций не так сложно. Научить и отдельных хоккеистов, и целые звенья творчески оценивать суть тактической идеи и опять же творчески воплощать ее в жизнь в зависимости от ситуации – задача более трудная. И, к сожалению, автор вынужден констатировать, что не всем тренерам нынешнего поколения эта задача пока по плечу.